Правительство Российской Федерации соответствующий доклад - страница 31

^ Прогноз необходимых инвестиций в развитие топливно-энергетического комплекса и энергоснабжение экономики России на период до 2030 года

(млрд. долларов США, в ценах 2007 года)

─────────────────────────────────────┬──────────────┬──────────────┬───────────────┬────────────────

│ 1-й │ 2-й │ 3-й │ 2009 - 2030

│ этап │ этап │ этап │ годы - всего

─────────────────────────────────────┴──────────────┴──────────────┴───────────────┴────────────────

Отрасли топливно-энергетического 449 - 456 391 - 523 979 - 1196 1819 - 2177

комплекса - всего


в том числе:


нефтяная промышленность 162 - 165 134 - 139 313 - 321 609 - 625


газовая промышленность 150 - 155 131 - 136 284 - 299 565 - 590


угольная промышленность 12 - 13 14 - 16 42 - 47 68 - 76


электроэнергетика 122 - 126 110 - 233 340 - 529 572 - 888


Сферы энергоснабжения - всего 85 - 98 125 - 142 329 - 356 547 - 588


в том числе:


возобновляемые источники энергии* 7 - 9 24 - 28 82 - 97 113 - 134


централизованное теплоснабжение 41 - 43 38 - 39 68 - 72 149 - 152


автономная энергетика 8 - 9 8 24 - 27 41 - 43


энергосбережение в экономике 29 - 37 55 - 67 155 - 160 244 - 259


Итого на реализацию Стратегии 534 - 554 516 - 665 1308 - 1552 2366 - 2765


_____________________________

* За исключением гидроэлектростанций мощностью более 25 МВт

Сопоставление базовых диапазонов прогнозных оценок
Стратегии с прогнозными оценками альтернативного инновационного сценария с более ускоренным ростом энергоэффективности экономики и экологической направленностью

────────────────────────┬───────────────────────────────┬────────────────

Показатели │ 2030 год │ Отношение

├──────────────┬────────────────┤ прогнозных

│ базовые │ прогнозные │ оценок

│ диапазоны │ оценки │альтернативного

│ прогнозных │альтернативного │ сценария

│ оценок │ инновационного │ к прогнозным

│ настоящей │ сценария │ оценкам

│ Стратегии │ │ Стратегии

│ │ │ (процентов)

────────────────────────┴──────────────┴────────────────┴────────────────

Доля в валовом

внутреннем продукте

(процентов):


энергоемкие 10,4 - 10,6 7 66 - 67

производства

(металлургия, химия

и др.)


добыча топлива 3,5 - 3,6 2,8 78 - 80


Энергоемкость валового 44 - 46 39 85 - 89

внутреннего продукта

(в процентах к

2005 году)


Электроемкость валового 59 - 60 52 87 - 88

внутреннего продукта (в

процентах к 2005 году)


Выбросы парниковых 94 - 105 80 76 - 85

газов

(в процентах

к 1990 году)


Внутреннее потребление 1375 - 1565 1195 76 - 87

энергоресурсов - всего

(млн. тонн условного

топлива)


в том числе газ 656 - 696 590 85 - 90


Потребление 1740 - 2164 1580 73 - 91

электроэнергии

внутренний спрос

(млрд. кВт.ч)


Производство 2276 - 2456 2130 87 - 94

энергоресурсов - всего

(млн. тонн условного

топлива)


в том числе газ 1015 - 1078 960 89 - 95


Производство 1800 - 2210 1620 73 - 90

электроэнергии

(млрд. кВт.ч)


в том числе тепловые 1098 - 1382 995 72 - 91

электростанции


Расход топлива 414 - 460 357 78 - 86

электростанциями -

всего (млн. тонн

условного топлива)


в том числе газ 265 - 266 240 90 - 91


Экспорт энергоресурсов 974 - 985 1010 103 - 104

- всего (млн. тонн

условного топлива)


в том числе газ 349 - 368 346 94 - 99

(млрд. куб. м)


Инвестиции в развитие 1819 - 2177 1610 74 - 89

топливно-энергетическо-

го комплекса

(млрд. долларов США,

в ценах 2007 года)


Приложение N 5

к Энергетической стратегии России на период до 2030 года

^ Сводный план ("дорожная карта") мероприятий государственной энергетической политики на период до 2030 года, обеспечивающих реализацию настоящей Стратегии

────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┬────────────────────────────────

1-й этап │ 2-й этап │ 3-й этап

────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┴────────────────────────────────


^ Недропользование и управление государственным фондом недр


1. Повышение активности геологического освоения новых территорий и акваторий


Повышение степени влияния Государственная поддержка Увеличение прироста запасов на

государственных институтов на геолого-разведочных работ новых территориях и акваториях

формирование и реализацию перспективных территорий на в структуре воспроизводства

программ геологоразведки основе прямого государственного минерально-сырьевой базы.

перспективных территорий и участия; предоставление Доведение доли континентального

акваторий (континентального государственных гарантий шельфа в воспроизводстве

шельфа). недропользователям; запасов:

Разработка и введение предоставление налоговых каникул по нефти до уровня не менее

специального налогового режима на срок проектной окупаемости 10 - 15 процентов;

при освоении запасов вложенных инвестиций, а также по газу до уровня не менее

континентального шельфа России инвестиционного налогового 20 - 25 процентов

кредита


^ 2. Стимулирование привлечения частных инвестиций в геолого-разведочные работы и недропользование


Устранение избыточных Внедрение рентной системы Развитие

административных барьеров при налогообложения частно-государственного

проведении геолого-разведочных недропользователей, партнерства в недропользовании

работ на основе введения осуществляющих

типовых проектов геолого-разведочные работы

недропользования и уменьшения

количества государственных

экспертиз


Стабилизация налоговой политики Обеспечение соотношения Устойчивый (не менее чем

в сфере недропользования и ежегодного прироста разведанных двукратный за период) рост

формирование условий для запасов топливно-энергетических объемов частных инвестиций в

перехода к рентной системе ресурсов в результате проведения недропользование и проведение

налогообложения геолого-разведочных работ и геолого-разведочных работ (доля

недропользователей. ежегодного объема добычи по частных инвестиций в проведение

Обеспечение прав как владельца основным видам геолого-разведочных работ - не

недр, так и недропользователя, топливно-энергетических ресурсов менее 80 процентов)

включая введение прозрачной (нефть, газ, уголь, уран) >1

системы санкций за нарушение

лицензионных соглашений


^ 3. Стимулирование эффективного недропользования на основе полного и комплексного извлечения

углеводородного сырья из недр


Создание национального реестра Государственная поддержка Налоговое стимулирование

топливно-энергетических внедрения новых инновационных расширенной добычи сверхвязкой

ресурсов на основе гармонизации технологий добычи углеводородов, нефти, природных битумов,

российской и международной повышающих коэффициент извлечения низконапорного газа старых

классификации запасов нефти месторождений и комплексного

топливно-энергетических использования ресурсов угольных

ресурсов. месторождений, включая проекты

Совершенствование механизмов по утилизации дегазационного

государственного контроля за метана

выполнением условий

лицензионных соглашений,

обеспечение учета

вероятностного характера оценки

запасов и возможности ее

корректировки с целью

максимально рациональной

эксплуатации месторождений.

Совершенствование налогового

законодательства,

стимулирующего полное и

комплексное извлечение

углеводородного сырья.

Разработка и внедрение единых

принципов управления

месторождениями

топливно-энергетических

ресурсов на всех стадиях: от

поиска топливно-энергетических

ресурсов до начала выполнения

работ по консервации или

ликвидации месторождения в

связи с достижением максимально

возможного коэффициента

извлечения углеводородов при

существующем

технико-технологическом уровне

методов разработки.


Государственная поддержка

внедрения новых инновационных

технологий добычи

углеводородов, повышающих

коэффициент извлечения нефти.

Налоговое стимулирование добычи

сверхвязкой нефти, природных

битумов, низконапорного газа

старых месторождений


Поддержание коэффициента Увеличение коэффициента

извлечения нефти на уровне извлечения нефти до 35 - 37

30 - 32 процентов процентов


Увеличение доли нетрадиционного Увеличение доли нетрадиционного

газа в общем объеме добычи газа газа в общем объеме добычи газа

до 10 процентов до 15 процентов


Обеспечение коэффициента Обеспечение коэффициента Обеспечение коэффициента

утилизации попутного нефтяного утилизации попутного нефтяного утилизации попутного нефтяного

газа на уровне не ниже 95 газа на уровне не ниже 95 газа на уровне не ниже 95

процентов процентов процентов


^ 4. Развитие рынка независимых сервисных и инжиниринговых услуг в сфере недропользования


Стимулирование формирования Развитие рынка сервисных и

российских независимых инжиниринговых услуг в сфере

инжиниринговых компаний. недропользования

Государственная поддержка

импорта ключевых комплексных

технологий с обязательствами по

их локализации


Доведение доли независимого Доведение доли независимого

сегмента в сфере сервиса и сегмента в сфере сервиса и

инжиниринга до 20 процентов инжиниринга до 50 процентов


Развитие внутренних энергетических рынков


^ 5. Совершенствование государственного контроля за уровнем экономической концентрации на

энергетических рынках


Ужесточение антимонопольного Создание интегрированной системы Повышение эффективности

законодательства в целях мониторинга энергетических рынков государственного контроля за

пресечения картельных сговоров на базе государственных уровнем экономической

на рынке информационных ресурсов концентрации

топливно-энергетических топливно-энергетического

ресурсов и технологического комплекса

монополизма (в том числе в

вопросах подключения к сетям)


Обеспечение прозрачного и Прозрачный и недискриминационный Ликвидация регионального и

недискриминационного доступа к доступ для всех участников рынка технологического монополизма

энергетической инфраструктуре к энергетической инфраструктуре

(в том числе обязывающее

предприятия, управляющие

инфраструктурой, раскрывать

информацию о наличии или

отсутствии свободных мощностей)

Создание государственной

информационной системы

топливно-энергетического

комплекса


^ 6. Создание и развитие отечественных систем биржевой торговли всеми видами

топливно-энергетических ресурсов


Стимулирование участия частных Стимулирование расширения

компаний в биржевой торговле биржевой торговли

энергоносителями за счет энергоносителями на российских

обязательного резервирования площадках, осуществляющих расчеты

мощности транспортных систем за рубли за счет:

для обеспечения биржевой привлечения зарубежных

торговли, обязательного компаний-производителей и

проведения части госзакупок потребителей энергоресурсов (в

энергоносителей через биржевые том числе из стран ближнего

механизмы. зарубежья) к работе на российских

Разработка нормативной правовой биржевых площадках;

базы, позволяющей интегрировать привлечения широкого круга

механизмы ценообразования на инвесторов, в том числе

бирже в систему ценообразования населения, к инвестированию в

на энергоносители в целом. энергетические деривативы

Развитие торговли российских биржевых площадок

энергетическими деривативами

(фьючерсами, опционами и

прочее) с использованием валюты

Российской Федерации


Доведение доли биржевой Доведение доли биржевой

торговли энергоносителями до торговли энергоносителями до

5 - 10 процентов объема 15 - 20 процентов объема

внутреннего рынка внутреннего рынка


^ 7. Формирование эффективной и стабильной системы тарифо- и ценообразования на энергетических

рынках


Совершенствование системы Создание государственных резервов Формирование устойчивой ценовой

адресной социальной защиты нефти, нефтепродуктов политики, отвечающей интересам

населения в рамках мероприятий и природного газа для проведения производителей и потребителей

по ликвидации перекрестного организованных товарных энергоресурсов

субсидирования. интервенций для стабилизации

Управляемая либерализация цен энергетических рынков в условиях

на энергоносители (в том числе кризисов

на газ и электроэнергию) на

внутреннем рынке при сохранении

государственного регулирования

тарифов на транспортировку газа

и электроэнергии.

Разработка нормативно-правовой

базы, определяющей принципы

государственного резервирования

топливно-энергетических

ресурсов для проведения

организованных товарных

интервенций для стабилизации

энергетических рынков в

условиях кризисов. Ликвидация

перекрестного субсидирования


Завершение либерализации Завершение либерализации

внутренних рынков внутреннего рынка тепловой

электроэнергии и газа энергии


Формирование рационального топливно-энергетического баланса


^ 8. Снижение доли газа в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов и

увеличение доли нетопливной энергетики в структуре топливно-энергетического баланса


Разработка и внедрение Поддержание эффективности и Активное развитие

экономического механизма устойчивости межтопливной возобновляемых источников

эффективной межтопливной конкуренции на основе системы энергии и неуглеводородной

конкуренции на взаимозаменяемые опережающего мониторинга цен энергетики в целом на основе

энергоносители (газ/уголь). на взаимозаменяемые внедрения передовых технологий

Государственная поддержка и энергоносители (газ/уголь). и использования механизмов

прямое финансирование развития Государственная поддержка частно-государственного

атомной генерации в стране. развития атомной и угольной партнерства

Государственная поддержка генерации

развития угольной генерации

(стимулирующее налогообложение,

ускоренная амортизация,

льготное кредитование,

страхование рисков, упрощение

процедур землеотвода и прочее).

Реализация политики развития

возобновляемых источников

энергии на основе:

создания институциональной

основы использования

возобновляемых источников

энергии в энергетике;

стимулирующего налогообложения

электростанций и источников

теплоснабжения на

возобновляемых источниках

энергии;

внедрения системы

гарантированного подключения

и доступа к электрическим сетям

для электростанций, работающих

на возобновляемых источниках

энергии


Обеспечение соотношения Обеспечение соотношения

внутренних цен на газ и уголь внутренних цен на газ и уголь

1,8 - 2,2 2,5 - 2,8


Доведение доли газа в Доведение доли газа в Доведение доли газа в

топливно-энергетическом балансе топливно-энергетическом балансе топливно-энергетическом балансе

до 51 - 52 процентов до 48 - 49 процентов до 46 - 47 процентов


Доведение доли нетопливной Доведение доли нетопливной

энергетики в энергетики в

топливно-энергетическом балансе топливно-энергетическом балансе

до 11 - 12 процентов до 13 - 14 процентов


^ 9. Обеспечение рационального соотношения экспорта и внутреннего потребления

топливно-энергетических ресурсов


Выравнивание вывозных Создание эффективной устойчивой

таможенных пошлин на темные и системы оптимизации экспорта

светлые нефтепродукты с целью и внутреннего потребления

повышения экономической топливно-энергетических

эффективности внутрироссийских ресурсов на базе учета мировых

проектов по глубокой и внутренних цен, текущих

переработке нефти. требований обеспечения

Обеспечение равнодоходности энергетической безопасности и

поставок энергоносителей на геополитических интересов

внутренний рынок и на экспорт страны

за счет:

рационального регулирования

таможенных пошлин;

экономически обоснованного

повышения внутренних цен на

энергоносители


Опережающий рост внутреннего Снижение темпов роста экспорта

потребления основных видов топливно-энергетических

топливно-энергетических ресурсов ресурсов с низкой добавленной

(нефть, газ, уголь) стоимостью

(нефть, природный газ,

необогащенный уголь и прочее)


^ 10. Стимулирование производства, экспорта и внутреннего потребления энергоносителей с высокой

добавленной стоимостью


Стимулирование повышения Стимулирование производства и Государственная поддержка

качества моторных топлив и экспорта продукции газохимии развития производства

глубины переработки нефти на и нефтехимии синтетического жидкого топлива

основе: на основе всех видов

ужесточения стандартов качества энергоресурсов (природный газ,

моторного топлива; уголь, биомасса и прочее)

дифференциации ставок акцизов,

стимулирующей производство

качественного топлива;

стимулирования модернизации

нефте- и газоперерабатывающих

комплексов на территории

Российской Федерации


Осуществление комплекса Рост экспорта

программных мер по развитию топливно-энергетических

нефте- и газохимии в Восточной ресурсов с высокой добавленной

Сибири и на Дальнем Востоке. стоимостью (моторные топлива,

Государственная поддержка продукты нефтехимии, газохимии

пилотных проектов обогащения и и углехимии и прочее)

глубокой переработки угля


Исключение из оборота топлива с Исключение из оборота топлива с Обеспечение глубины

классом ниже 4-го. классом ниже 5-го. нефтепереработки не менее

Обеспечение глубины Обеспечение глубины 89 - 90 процентов

нефтепереработки не менее нефтепереработки не менее

78 - 79 процентов 82 - 83 процентов


Региональная энергетическая политика


^ 11. Совершенствование взаимодействия федеральных и региональных властей в энергетической сфере


Законодательное разграничение Усиление совместного контроля за Формирование устойчивой системы

полномочий и ответственности в соблюдением хозяйствующими взаимодействия региональных

сфере энергосбережения, в субъектами федерального и и федеральных властей в сфере

отношении обеспечения регионального законодательства в энергетической политики

надежности и безопасности сфере энергетики

энергоснабжения, а также мер

регулирования в энергетическом

секторе между федеральными,

региональными органами

исполнительной власти и

органами местного

самоуправления


Гармонизация федеральных Согласованность федеральных Эффективная система разделения

программ и стратегий развития программ развития энергетики и полномочий и ответственности в

отдельных отраслей программ социально-экономического энергетической сфере между

топливно-энергетического развития регионов федеральными, региональными и

комплекса с программами и местными властями

стратегиями

социально-экономического

развития регионов Оптимизация

системы финансовых отношений

между федеральным центром и

ресурсодобывающими регионами


^ 12. Государственная поддержка развития региональной и межрегиональной энергетической

инфраструктуры


Государственная поддержка Государственная поддержка Реализация региональных

строительства и расширения развития региональной стратегических инициатив

региональной и межрегиональной энергетической инфраструктуры государства и бизнеса на

энергетической инфраструктуры. сообразно с типом регионального условиях

Государственная поддержка энергетического развития. частно-государственного

модернизации и оптимизации Поддержание устойчивости партнерства в части освоения

режима эксплуатации функционирования существующей и полуострова Ямал, Арктики,

существующей региональной государственная поддержка Восточной Сибири и Дальнего

энергетической инфраструктуры. строительства новой региональной Востока

Формирование обязательной и межрегиональной энергетической

системы сезонного инфраструктуры

резервирования топлива для

проблемных регионов.

Обеспечение достаточной

пропускной способности

энерготранспортной

инфраструктуры (газопроводы,

электрические сети) в пиковые

периоды энергопотребления


Ликвидация "узких мест" в Минимизация диспропорций в

энергоснабжении регионов энергообеспеченности между

энергоизбыточными и

энергодефицитными регионами

страны


^ 13. Стимулирование комплексного развития региональной энергетики


Разработка и реализация Формирование устойчивой системы Формирование региональных

региональных энергетических энергетического обеспечения энергетических систем на основе

программ (в том числе программ труднодоступных и удаленных экономически эффективного

энергосбережения). территорий на основе расширенного сочетания использования местных

Стимулирование развития эффективного использования и привозных источников энергии,

регионального малого и среднего местных энергоресурсов оптимального режима работы

бизнеса в сфере энергетических региональной и межрегиональной

услуг. энергетической инфраструктуры,

Стимулирование использования снижения вредного воздействия

местных топливно-энергетических на окружающую среду

ресурсов (возобновляемые

источники энергии, местные виды

топлив, отходы и прочее) с

последующим их вовлечением в

региональные

топливно-энергетические

балансы.

Оптимизация региональных систем

теплоснабжения на основе

экономически эффективного

сочетания централизованного и

децентрализованного

теплоснабжения


Доведение доли местных Качественное повышение уровня Доведение доли местных

источников энергии в региональной энергетической источников энергии в

региональных безопасности региональных

топливно-энергетических топливно-энергетических

балансах до 10 процентов балансах до 20 процентов.

Оптимизация территориальной

структуры производства

и потребления

топливно-энергетических

ресурсов


8634540776670274.html
8634580612094119.html
8634725363104951.html
8634864037335215.html
8634997582459078.html